Нефтяной промышленности Казахстана - 125 лет. Недавно Премьер-Министр Олжас Бектенов вручил награды от имени главы государства 40 работникам нефтегазового комплекса, отличившимся своей работой за вклад в развитие нефтегазового сектора. В их числе ветеран-нефтяник Келтир Шаненов, награжденный орденом «Еңбек Даңқы» III степени. В рамках празднования 125-летия казахской нефти мы поговорили с братом Келтиром.
- Келтир Магурыпович, с наградой! Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул важность геологоразведки для устойчивого роста объемов добычи нефти и газа. Вы сами не начинали свою деятельность в нефтегазовой отрасли простым геологом?
- Спасибо за пожелания! - Я не знаю, - сказал он, - я не хочу, чтобы это было так, - я не хочу, чтобы это было так, я не хочу, чтобы это было так, - я не хочу, чтобы это было так. Только вчера в 7-м Послании Президента народу Казахстана говорилось о том, чтобы уделять особое внимание вопросам поддержки и стимулирования трудящихся, и предлагалось назвать следующий 2025 год «Годом рабочих», не так ли? В 1972 году я окончил нефтяной факультет Казахского политехнического института в Алматы, получил специальность горного инженера-геолога, в 1984 году окончил Азербайджанский нефтехимический институт в г. Баку, получил специальность организатора промышленности. Трудовую деятельность продолжила в Прикаспийских и Южно-Эмбинских глубоководных и высокогорных нефтедобывающих разведочных экспедициях производственного геологического объединения» Атыраумунайгазгеология " с 1972 года техником-геологом, геологом, старшим геологом, с 1985 года начальником геологического отдела. В 1991-93 годах был назначен начальником Южно-Эмбинской нефтеразведочной глубоководной экспедиции в г. Кульсары, в составе 958 сотрудников и рабочих, в 1991-94 годах был избран депутатом Жылыойского районного Совета народных депутатов. Когда мы были назначены начальником, Южно-Эмбинская нефтедобывающая разведочно-глубоководная экспедиция не проводила работы, производственно-технические показатели по производственному объединению» Гурьевмунайгазгеология " были самыми отсталыми, экономическое положение было крайне низким, финансовое состояние пострадало на несколько миллионов сомов, фактически застопорилось. Моя кандидатура была выбрана начальниками производственного геологического объединения «Атыраунефтегазгеология» в Атырау при отборе всех высококвалифицированных и способных специалистов для восстановления экспедиции, которая с экономической точки зрения ушла из руды и отстала в финансовом положении. Ожидания и убеждения, которые они возлагали на нас, впоследствии действительно полностью оправдались. В 1992 году экспедиция по всем производственным показателям поднялась на 2-е место после КЭ «Мангышлакнефтегазразведка». В 1993-95 годах специальным постановлением Кабинета Министров РК № 821 от 4 сентября 1993 года, в тот же период я был назначен президентом государственной холдинговой компании «Акбота», в которой работали 3659 рабочих и инженерно-текнических работников, 32 буровыми бригадами осуществляли поиск и разведку нефтяных и газовых рудников на 21 площадке. В 1996 году стал первым президентом АО «Атыраумунайгазгеология», созданного на основе приватизации. В 1997 году был избран одним из создателей АО» Каспий нефть", первым президентом коллектива, где проработал до 2003 года. В 2010-19 гг. работал заместителем генерального директора АО «Каспий нефть» по добыче нефти и газа на нефтегазовом месторождении Айранколь.
- Труд разведчика, бурильщика и нефтедобывателя залежей нефтегазовых месторождений из недр не всегда легкий, летом в 40-градусную жару, а зимой в 40-градусный мороз нефтяники не прекращают работу. Помимо сложности этой профессии, что интересного?
- Разведка залежей нефтегазовых месторождений, бурение и добыча нефти относятся к числу наиболее опасных для жизни человека работ 1 категории по технике безопасности. Поэтому труд тех, кто овладевает этими профессиями, в целом состоит из трудностей. А самое интересное происходит только при поиске и разведке новых нефтегазовых месторождений, обнаружении новых нефтегазовых месторождений. Но профессиональная ответственность возрастает в разы.
- Как вы оцениваете потенциал казахской нефти как наложника-геолога и известного Нефтяника?
- Всем известно, что потенциал концентрации ископаемых в недрах на территории Казахстана находится на высоком уровне. В частности, можно с уверенностью сказать, что нефтегазовые ископаемые имеют очень высокий потенциал. Однако, к сожалению, поисково-разведочные работы месторождений за счет государственного бюджета резко сократились с 1995 года и полностью прекратились. Разведочные работы предусматривались путем привлечения инвестиций. Но многие крупные, средние и малые недропользователи, получившие лицензии и контракты на нефтегазовые месторождения, сегодня не вкладывают значительные средства в поисково-разведочную отрасль. Грубый пробел в этом направлении не может быть восполнен соответствующими надзорными и контрольными органами Казахстана, находится в состоянии бездействия, без принятия каких-либо конкретных мер, в качестве внешнего наблюдателя. Из-за этого за 33 года независимости количество вновь обнаруженных месторождений составляет всего 5.
Бывшее производственное геологическое объединение «Казнефтегазразведка», занимавшееся поиском и разведкой нефтегазовых месторождений на территории Атырауской, Уральской, Актюбинской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областей (впоследствии в 1982 г. было разделено на объединения «Атыраунефтегазгеология», «Оралмунайгазгеология», «Актобемунайгазгеология» и «ЮжКазнефтегазгеология») с 1943 по 96 годы пробурило глубину 3798767 метров, пробурило 270 провел разведку более чем на одной площадке. 82 нефтегазовых месторождения, обнаруженные в результате поисково-разведочных работ, переданы нефтегазодобывающим НГДУ. Балансово-геологические размеры нефтегазовых запасов за указанный период составили-3 400 000 тыс. тонн, а объем добываемых запасов превысил 1 500 000 тыс. тонн.
Например, в ходе бурения, в целях разведки источников нефти и газа в подсоленных пластах недр, параметрическая скважина № 1-П на Эмбинской площади была пробурена на глубину 6203 метра и по итогам испытательных работ, проведенных в июле 1992 года, была пробурена в подсоленном слое скважины на расстоянии 5840-5850 метров, не содержащем вредных для окружающей среды газов Н2Ѕ (сероводород установлено наличие запасов природного газа. Можно сказать, что это настоящий вестник того, что на Эмбинской площади и прилегающих к ней нескольких других солоноватых площадках имеются скопления обильных запасов нефти.
Установлено, что скважина №16 на площади маткен и скважина № П-2 на площади Карашунгул также содержат чистые запасы нефти и газа, не содержащие вредных для окружающей среды газов Н2Ѕ (сероводород).
Известно, что такие запасы нефти и природного газа имеются в скважинах, пробуренных в Кумшетинском, Юго-Западном Улкентобе, Аккудыкском, Пустынкаринском, Ушмолинском, Ортатау-Сарыбулакском, Биикжальском соляных сооружениях.
На буровые и разведочные работы, выполненные в скважинах, от начала до конца, на все изыскательские, разведочные и буровые работы, выполненные в высотной сверхглубокой нефтедобывающей экспедиции в 1975-77 годах и в Южно–Эмбинской глубоководной нефтедобывающей экспедиции в 1977-85 годах на участковых участках и разведочных площадках, указанных в 1986-93 годах мы можем полностью засвидетельствовать, потому что вмешались напрямую, увидели глазами и держали руками.
В наших убедительных и смелых рассуждениях мы можем сказать, что «несомненно, что когда-нибудь на упомянутых подводных разведочных площадках и других перспективных разведочных площадках, таких как этот, будут открыты огромные месторождения нефти и природного газа, и это будет засвидетельствовано будущими поколениями. У нас нет никаких сомнений в том, что это утверждение отражает реальность в ближайшие 10-20 лет. Мы мечтаем только о том, чтобы богатство «черного золота» – природной сокровищницы этого места-не сказалось на богатстве нашего народа.
В 1994-96 гг., в связи с тем, что со стороны Правительства Казахстана не были выделены средства в соответствующем размере для проведения геологоразведочных работ в вышеназванных солончаковых сооружениях, которые, как известно, имеют запасы нефти и газа, поисковые мероприятия не были выполнены на должном уровне. Так, в 1993-94 гг. в пробуренных изыскательско-разведочных скважинах проектной глубиной 5200, 5500, 6200 метров буровые работы в скважинах были остановлены на достигнутых глубинах (3500-4600м) без вскрытия пластов, предполагающих наличие нефтегазопродукции соляных сооружений. Впоследствии все скважины были полностью ликвидированы в соответствии с требованиями закона Об охране недр.
ТОО» атыраумунайгазгеология-Бурение " в качестве подрядчика в 2007-10 гг. под непосредственным руководством и руководством генерального директора К. М. Шаньенова, став первой из казахстанских компаний, по запросу подрядной компании, в разведочной структуре Северо-Восточного Каратурана, расположенной на территории «Комсомольский залив» (залив Комсомолец) на мелководном северо-восточном шельфе Каспийского моря (глубина воды моря, в зависимости от направления и скорости ветра, очень изменчива и в среднем составляет 0,75 - 3,75 метра) буровая установка МБК - 125, расположенная над специальной плавательной баржей ПБУ "Лотос", имеет арку, две: разведочные скважины нефти и газа R-1 и R-7, соответственно 1575 и На глубину 1835 метров пробурено безупречно, качественно. В геологических образованиях среднеюрского слоя на глубине 1100-1270 метров структуры были обнаружены залежи нефти и газового конденсата, подлежащие добыче фонтанным способом, и выявлены их производственно-коммерческие запасы. Расчетная среднесуточная производительность (дебит) нефти из скважин составила более 90 тонн продукции.
16 февраля 2009 года была получена Фонтанная продукция нефти и газа из скважины № 9, пробуренной на глубине 1250 метров на площадке уступа на участке контрактного рыбака. Производительность источника нефти составила более 120 тонн в сутки. Таким образом, впервые будет открыто новое нефтяное месторождение, расположенное в 15 км от г. Атырау, которое в будущем будет работать на повышение экономики страны и на благо народа.
- Значит, Нефтяник может стать для казахов таким родовым занятием, как скотоводство, диханизм?
В регионах добычи нефтегазовых месторождений нефтедобыча с 1899 года, в течение 125 лет, постепенно становилась для казахов родовым занятием. Династии, в семьях которых были представители 6-7 поколений, занимавшиеся нефтяной промышленностью, многочисленны по всему Казахстану. Примером могут служить: Утебаевы, Балгымбаевы, Узбеккалиевы, Таскынбаевы, Куандыковы, Хисметовы, Аймагамбетовы, Шнашевы, Кемеловы и многие другие династии. Там, где есть нефтегазовая добыча, Нефтяник остается родовым занятием для казахского ребенка. Даже наша династия Шаньеновых достигла 4-го поколения в сфере нефтегазового производства. В этой сфере работают около 10 человек, специалисты в каждой отрасли.
- Спасибо за интервью!
Газета "Егемен Қазақстан"
14 СЕНТЯБРЯ 2024 ГОД, СУББОТА №178 (30907)