Сегодня и завтра «нефтянки»: Заметки на полях Второго собрания
Прошедший недавно в Астане Второй международный Форум по геологоразведке обнажил проблемы нефтегазодобывающей отрасли страны. Как известно, тон по объемам добычи сейчас задают три гиганта: Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. По прогнозам специалистов, пик добычи на этих месторождениях придется на 2035 год, после чего начнется спад. Учитывая, что ничего нового после Кашагана мы не открыли, перспектива не очень радужная. Все, как обычно, упирается в финансирование - долгие годы на геологоразведку государство практически не выделяло средства, положение усугубилось низкими ценами на нефть. Но такая ситуация не только у нас.
По словам президента Казахстанского Общества нефтяников-геологов Балтабека КУАНДЫКОВА, на суше сейчас разрабатывается около 200 месторождений: в Атырау - 38-40, в Мангистау около 30. На море всего одно – это Кашаган, хотя открыто там было 7-8 средних и крупных.
Добыча на Кашагане, по словам Куандыкова, лимитируется мощностью УКПНГ (установки комплексной переработки нефти и газа) на Карабатане.
- В прошлом году на Кашагане было добыто порядка 8,5 млн т, в этом году планируется 11-11,5 млн. Добыча лимитируется мощностью завода «Болашак» - он рассчитан на 16-17 млн, а Кашаган может дать 50-70 млн в год. Но установка никогда не строится сразу на всю мощность. Возьмите Тенгиз, который 25 лет разрабатывается, сначала они построили первую фазу на 17-18 млн тонн, потом вторую на 28, сейчас строится третья фаза на 38-39. Вот это потолок Тенгиза, это огромный объем, почти половина всей добычи Казахстана. То же самое на Кашагане, туда вкладываются бешеные деньги. И если сразу вложить гигантскую сумму на установку, она окупится только через 30-40 лет, никто на это не пойдет. А так потенциал Кашагана огромный. Основной объем добычи нефти будет идти от трех больших месторождений: Кашаган, Тенгиз и Карачаганак, плюс актюбинские Жанажол и Кенкияк.
- Но после 35-го года начнется спад.
- Поэтому мы проводим Форум. Без восстановления запасов невозможно держать высокий объем добычи. На геологоразведку выделяется очень мало средств, не только у нас, по всему миру такая ситуация, цены на нефть упали, естественно, все нефтедобывающие компании стали сокращать финансирование. Из госбюджета практически не выделяются средства, очень мало, да и то нестабильно, в один год могут выделить 5 млрд тенге, в следующий - один миллиард, поэтому даже начатые проекты остаются незавершенными. Мы несколько раз писали, говорили, что государство должно вкладывать деньги в геологоразведку, ведь эти деньги завтра кратно возместятся. Без возмещения запасов невозможно удерживать высокий объем добычи.
- Насколько зарубежным инвесторам выгодна геологоразведка в Казахстане?
- Им только на своём блоке выгодно, их не интересуют перспективы развития добычи в Казахстане. Вот мы говорим - Северный Казахстан, Восточный, Центральный, что надо бы начать там работы. А инвесторам зачем это, они же коммерческая организация, они проводят геологоразведку на своих блоках, чтобы открыть новые месторождения и возместить свои затраты.
- Были новые открытия в последние годы?
- Из крупных только Кашаган в 2000 году, там же недалеко в 2002-м: Кайран, Актоты, Каламкас-море, Хазар. А на суше очень мелкие, даже говорить не о чем.
- Спасет ли ситуацию бурение сверхглубокой скважины «Евразия»?
- Проект «Евразия» - это оценочная параметрическая скважина, чтобы посмотреть, насколько перспективна Прикаспийская впадина. Все месторождения находятся по краям этой впадины, и есть предположение, что нефть стекается в центр. Так ли это на самом деле? Мы хотим посмотреть нефтематеринские возможности центральной части впадины. «Евразия» - это стратегический проект.
О ЦЕНАХ НА НЕФТЬ: ЧЕГО ОЖИДАТЬ В 2018-М
Краткий обзор по сланцевой революции в США на прошедшем Форуме сделал президент Anglo-Eurasian Exploration Company Рэй ЛЕОНАРД. Иностранный спикер отметил, что вопреки ОПЕК, сланцевая индустрия адаптировалась к условиям низких цен.
- Сократив затраты на бурение, нефтедобывающие компании стали эффективными даже при 50 долларах за баррель, также как раньше были при 100. Добыча вновь начала расти. Вот в этом заключалась проблема ОПЕК, которая пыталась разрушить сланцевую индустрию.
Объемы добычи
- Несмотря на то, что в Техасе и Дакоте добыча снизилась, в 2016 г. был открыт Пермский бассейн (крупнейший нефтегазоносный бассейн, название от геологического периода - перм) и добыча увеличилась на 1 млн баррелей в день. На основе выявленных запасов ожидается, что в 2018-19 годах будет идти рост еще на 1 млн баррелей в день. К 2020 году можно ожидать пика в 5 млн баррелей в день.
В период 2014-16 годы был излишек предложений. К балансу мы пришли в 2016 году, ОПЕК сократил добычу примерно на 1,8 млн баррелей в день. В 2017 году спрос вновь превысил предложение, но цены так сильно не выросли, т.к. запасы в 500 млн баррелей хранились на различных складах и их нужно было реализовывать, - сказал Р. Леонард.
Чего ожидать в 2018 году?
- Во-первых, все еще действует соглашение ОПЕК о сокращении добычи примерно на 1,5 млн баррелей в день, т.к. один из членов ОПЕК - Венесуэла - сейчас находится в ужасном состоянии, у них добыча падает, к примеру, за март у нас есть статистика – на 100 тысяч баррелей в день. Несмотря на то, что в США увеличивается добыча, из-за потерь в Венесуэле баланс сохранится до конца года.
Поскольку спрос превышает запасы, цена остается на уровне 70 долларов за баррель, по мере того, как накопленные запасы будут истощаться, можно ожидать повышения вплоть до 80 долларов. Иногда людям кажется, что цены на нефть это нечто непонятное, на самом деле все регулируется тремя факторами: спрос, предложение и добытые запасы. Конечно, могут произойти изменения, например, кризис на Ближнем Востоке может повлиять на ситуацию.
Будущее
Также спикер отметил о большом дефиците инвестиций.
- В 2014 году капитальный бюджет по апстрим отрасли (деятельность, связанная с разведкой и добычей нефти и газа) составлял примерно 800 млн долларов, в 2016 году этот объем вдвое уменьшился. Продолжает падать процент затрат на геологоразведку. Если в 2014 г. выделялось 18% из общего бюджета, то сейчас 12%, т.е. не только вдвое уменьшился бюджет, от этих инвестиций еще снизился и процент.
Говоря о глобальном потеплении, как факторе, влияющем на развитие нефтедобывающей отрасли, Р. Леонард отметил, что у Казахстана в этом вопросе есть преимущество:
- У вас большие запасы газа и легкой нефти, благодаря природному газу, у вас есть возможность отойти от использования угля в своей стране. Вам также нужно изучать возможности по поставке газа в Индию и Китай.
Сауле ТАСБУЛАТОВА, собкор «АЖ» в Астане
http://azh.kz/ru/news/view/52605